Арбитраж в России

Институт третейского разбирательства (арбитраж) в Российской Федерации является эффективным альтернативным способом рассмотрения споров, возникающих из гражданских правоотношений.

Рассмотрение спора третейским судом осуществляется, как правило, в относительно сжатые сроки, поскольку одновременно в производстве у третейского судьи обычно находится гораздо меньшее количество дел, чем у судьи государственного суда. Кроме того, существенно более низкий уровень нагрузки представляет третейским судьям возможность уделять гораздо больше времени изучению материалов дела.

К безусловным преимуществам арбитража относится и право сторон установить соглашением конкретного арбитра или коллегию арбитров, которым они доверяют ведение арбитража либо, не назначая конкретных арбитров, согласовать процедуру их назначения на случай возникновения спора и установить дополнительные требования к арбитру (-ам) в том числе к компетенции арбитра/коллегии арбитров. Общими требованиями при формировании состава арбитров являются беспристрастность, независимость и соответствие требованиям, предъявляемым федеральным законом. Арбитраж может осуществляться единолично арбитром либо коллегией арбитров. В последнем случае обычно назначается 3 арбитра, однако стороны могут предусмотреть любое иное нечетное число арбитров.

Указанные преимущества арбитража дают возможность сторонам повысить качество рассмотрения спора посредством передачи его на рассмотрение арбитрам, обладающим признанным авторитетом, имеющим опыт разрешения схожих споров и специализацию в области конкретных правоотношений. 

Перечень отдельных категорий дел, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, содержится в ч.2 ст.33 АПК РФ и ч. 2 ст. 22.1 ГПК РФ.

Арбитраж осуществляется с соблюдением требований конфиденциальности, принятое по результатам арбитража решение обязательно для сторон. В случае неисполнения такого решения в добровольном порядке на его принудительное исполнение компетентным (государственным) судом выдается исполнительный лист, что гарантирует возможность совершения исполнительных действий в отношении должника службой судебных приставов.

Кроме того, решение арбитража существенно проще принудительно исполнить на территории иностранного государства, чем решение государственного суда Российской Федерации, ввиду ратифицированной более чем 140 странами Конвенции «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений».

Арбитраж в соответствии с действующим законодательством может быть проведен третейским судом, администрируемым постоянно действующим арбитражным учреждением, или третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.

Порядок производства в Третейском суде, администрируемом постоянно действующим арбитражным учреждением, строго регламентирован внутренними правилами, подлежащими депонированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N 577 и соглашаясь на рассмотрение спора в третейском суде стороны как правило присоединяются к действующим в нем правилам. Если это допускается законом и правилами постоянно действующего арбитражного учреждения, по соглашению сторон указанные правила могут быть изменены.

К преимуществам такого третейского суда перед судом «ad hoc» относится наличие администрирующего органа (постоянно действующего арбитражного учреждения), оказывающего административную и техническую помощь в арбитражном процессе, в том числе в формировании состава арбитров и принятии обеспечительных мер до формирования состава арбитров.

По соглашению сторон, решение третейского суда, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, может являться окончательным и не подлежащим отмене. Подобная «опция», учитывая право сторон заявлять возражения против принятого решения на стадии рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение, является своеобразной защитой от недобросовестного поведения контрагента, намеренно затягивающего исполнение решения третейского суда, принятого не в его пользу, путем обращения с самостоятельным заявлением об отмене указанного решения.

Кроме того, с 01 февраля 2017 года третейский суд, администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, вправе рассматривать дела по корпоративным спорам, а именно: по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом, за исключением споров, поименованных в ч.2 ст.225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Такие споры могут быть рассмотрены в соответствии с ч.3 и ч.4 ст. 225.1 АПК РФ при условии, что юридическое лицо, все участники юридического лица, а также иные лица, которые являются истцами или ответчиками в таких спорах, заключили третейское соглашение о передаче таких споров в третейский суд, а администрирующее такой спор постоянно действующее арбитражное учреждение депонировало и разместило на своем интернет-сайте правила разбирательства корпоративных споров в порядке, установленном федеральным законом, с местом арбитража на территории Российской Федерации.

Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc), вероятно, является древнейшим судом в истории человечества и на практике обычно оказывается наиболее быстрым и дешевым судебным способом урегулирования спора.

Так, ввиду не подлежащего уплате арбитражного сбора администрирующему учреждению, при арбитраже “ad hoc” существенно снижаются судебные расходы.

Кроме того, при суде "ad hoc", стороны, не имея ограничений, устанавливаемых правилами постоянно действующего арбитражного учреждения, могут установить удобный им порядок ведения арбитража в  арбитражной оговорке, а в отсутствие такого соглашения сторон, арбитр либо коллегия арбитров в соответствии с главой 5 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" при разрешении спора будут осуществлять арбитраж таким образом, какой посчитают надлежащим, в том числе в отношении определения допустимости, относимости и значения любого доказательства. Указанные обстоятельства способны существенно упростить и ускорить процесс разрешения спора

Как и при арбитраже, администрируемом постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны в арбитражной оговорке устанавливают кандидатуру арбитра, которому доверяют ведение спора, либо способ избрания арбитра и специальные требования к арбитрам. А для обеспечения беспристрастного назначения арбитра в случае не достижения соглашения о его кандидатуре любая сторона вправе обратиться в государственный (компетентный) суд для разрешения данного вопроса, что обеспечивает исполнимость оговорки арбитража “ad hoc”.

Решение арбитража “ad hoc”, как и решение третейского суда, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, является обязательным для сторон и подлежит принудительному исполнению.

Законодательство о третейских судах:

"Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" (Заключена в городе Нью-Йорке в 1958 г), ратифицирована Российской Федерацией.

"Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже" (Заключена в г. Женеве 21.04.1961) (вместе со "Статусом Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже" (по состоянию на 20.10.2016)), регулирующая общий порядок проведения арбитража (третейского разбирательства) с участием как физических, так и юридических лиц, которые на момент заключения такого соглашения имеют постоянное местожительство или соответственно свое местонахождение в различных государствах (ратифицирована).

Законом РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 29.12.2015) "О международном коммерческом арбитраже" на законодательном уровне закреплены правила и требования к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории Российской Федерации, а также урегулированы некоторые вопросы, касающиеся арбитража, проводимого за границей, в частности касающиеся признания и исполнения таких арбитражных решений.

Федеральный закон РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» регулирует порядок внутреннего арбитража, порядок создания постоянно действующих арбитражных учреждений, а также вводит ответственность арбитров и некоммерческих организаций, при которых созданы постоянно действующие арбитражные учреждения.

Форма обратной связи